СЕРВИС-ЦЕНТР КРОКУС
+7 (959) 144-54-54


Как страдали геймеры в 90-е

Шипение модема, пыль в картриджах, шелест книжек с кодами и другие воспоминания о 90-х от Константина Говоруна. В девяностые геймеры развлекались как могли: били траву палками, метали ножи в деревья, смотрели «Трансформеров» по телевизору и читали книжки про пиратов. Плюс, конечно, играли – «на Денди», «на Сеге», «на компьютере», а кто начал в восьмидесятых – еще и «на Спектруме».

 

Обходились без Интернета, а до середины девяностых – и без толковой прессы. Новости индустрии до нас доходили в пересказе барыг из палаток на вещевых рынках. Но пользователи все равно превозмогали трудности и наслаждались любимыми играми.

 

Книжечки с кодами

 

В большинство игр девяностых были встроены читы — на бессмертие, на пропуск уровней, на разную другую ерунду. Разработчики оставляли их для себя, чтобы упростить тестирование. Все эти тайные комбинации, вроде IDDQD или Konami Code, в России печатались в тонких книжечках с названиями в духе «1000 лучших игр для Sega Mega Drive». Туда же попадали описания секретов (например, где в Sonic the Hedgehog 3 находятся входы в бонус-уровни), советы по прохождению и любая другая информация, которую автор книжечки смог накопать в западной печатной и онлайн-прессе. Тексты часто были ворованными, изобиловали фактическими ошибками и выдуманными чит-кодами. А еще без книжечек с кодами нельзя было играть в Mortal Kombat – где еще взять комбинации для суперударов и фаталити? В самой игре мувлист не отыщешь.

 

Палатки с играми

 

В девяностые игры приобретали либо с лотков на радио- или вещевых рынках, либо в отдельно стоящих ларьках. Зато в те времена обычно разрешали обменивать подержанные игры на новые с доплатой. Так можно было за небольшие деньги перепробовать почти все хиты. И это было важно, потому что пиратские игры для Mega Drive в 1996 году с учетом инфляции стоили примерно, как лицензионные игры для консолей сейчас.

 

Самые знаменитые рынки с играми в 90-е — «Горбушка» в Москве и «Юнона» в Питере, а также палатка у Кузнецкого моста. Из последней вырос один популярный сейчас интернет-магазин видеоигр.

 

Сборники 3000 в 1

 

Сейчас игры, за исключением ретро-сборников, продаются по отдельности. В девяностые было совершенно нормально продавать сразу несколько на одном физическом носителе. Поклонники ПК наверняка помнят сборники «Лучшие авиасимуляторы» или «Лучшие стратегии», где на одном CD могло умещаться несколько десятков игр. В формировании списка была своя логика. На Dendy было еще веселее: на прилавках лежали картриджи с четырьмя или восемью играми, которые не имели друг к другу никакого отношения. В довесок к крутейшей Contra могли идти непонятный платформер на японском, «Тетрис» и скучная игра про Рэмбо. Хуже всего, впрочем, были сборники в духе 5000:1, где формально было 5000 игр, а на самом деле – 4990 разновидностей Battle City и что-нибудь еще в довесок. Пиратские конторы, которые все это печатали, в девяностые тоже выживали как могли.

 

Обрезанные игры

 

С темой сборников тесно связана одна мерзкая проблема девяностых — «кастрация» игр пиратами. Они всячески старались сократить объем, занимаемый данными, чтобы в сборник очередных «Лучших стратегий» влезло побольше игр, поэтому попросту выкинуть из них сюжетные видеоролики и музыку (некоторые игры из-за этого намертво зависали где-нибудь на середине). Уже в начале нулевых эта история продолжилась на Sega Dreamcast, где данные с кастомного носителя на 1.2 Гбайт надо было подрезать под обычные CD. Здесь же полезно вспомнить о пиратских «русефекациях», которые могли делать игры полностью непроходимыми, и исправить ничего было нельзя (Интернета-то нет, патчей нет) – только вернуть диск в магазин.

 

Дефектные картриджи

На консолях с картриджами — Famicom/NES (с которых копировалась Dendy) и Mega Drive – в по-настоящему длинных играх (например, RPG в духе Final Fantasy или Shadowrun) можно было сохраняться. Для этого в картридже была предусмотрена энергонезависимая память, питающаяся от батарейки. На Dendy пираты попросту не производили картриджи с сейвами (поэтому в России и не слышали о Final Fantasy), а на Mega Drive иногда все работало нормально (достаточно поставить свежую батарейку), а иногда память была битой и не сохраняла данные. Ну и заодно о картриджах: люди из девяностых хорошо помнят ритуал «продуть от пыли». Плохой контакт между картриджем и консолью приводил к тому, что игра могла не запуститься или без предупреждения подвиснуть.

 

Мультиплеер по модему

Отсутствие Интернета не мешало играть с друзьями в сетевые игры, причем бесплатно. Для этого достаточно было купить модем и позвонить другу, чтобы потом устроить Deathmatch или Co-op на двоих. Минусов было два: постоянно занят телефон, и связь то и дело рвется. Когда это совсем раздражало, можно было приехать к другу с компьютером и наладить соединение шнурком напрямую, «по нуль-модему» (даже без сетевой карты). Вершиной всей этой истории были LAN-вечеринки – собираешь в одном месте несколько компьютеров, прокидываешь сетку и играешь с друзьями с утра до вечера.

 

Культура FIDO

 

Что делать, если нет Интернета или он слишком дорог? Общаться в бесплатной сети FIDO. Она работала примерно так: несколько раз в день ты («пойнт» – то есть, простой пользователь) соединяешься по модему с точкой входа («нода»), почтовый клиент автоматически отправляет всю исходящую корреспонденцию (письма, сообщения, файлы, технические запросы) и принимает всю входящую. В так называемых «эхоконференциях» (аналог более поздних форумов и нынешних групп в соцсетях) обсуждали все подряд: были «эхи» и об играх и фантастике. В офлайне читаешь все, пишешь кучу ответов на все посты, потом звонишь на ноду – и в течение нескольких часов тебя прочитают другие пользователи по всей России или даже из-за рубежа, а завтра ты скачаешь их ответы. Медленно, зато каждым словом дорожишь и не пишешь ерунду.

 

Во времена расцвета FIDO пользователи обменивались играми на дискетах, плюс игры размером в несколько мегабайт можно было и скачать с FIDO или BBS. За FIDO не нужно было платить, зато из FIDO могли выгнать за плохое поведение; три нарушения – и тебя выкинут из «эхи», а если совсем берега попутал – отключат от сети навсегда. Хорошо!

 

 

Это было прекрасно

О девяностых можно вспомнить много забавного. Например, как некоторые квесты для ПК были защищены от пиратства тем, что в определенный момент пользователь должен был, например, ввести слово, напечатанное на странице 13 и строчке 34 в официальном сопроводительном буклете. Или как геймеры распечатывали на матричном принтере сотни страниц с кодами GameFAQs и тщетно пытались исполнить Nudality в Mortal Kombat.

 

И все равно это было прекрасное время, ведь в Dendy, как и в рекламном слогане, действительно «играли все», и Россия по-настоящему открыла для себя волшебный мир компьютерных и видеоигр.

Источник: media.vkplay.ru

 

Александр Григорьев ЦСО "Крокус"


Наши новости:

    23 февраля и 8 Марта - 20.02.2024

  • Поздравляем защитников и их милых дам с 23 февраля и 8 Марта. Желаем Вам мира, здоровья, любви и достатка! Пусть Ваша жизнь будет наполнена радостью и счастьем! Покупайте у нас подарки своим любимым и близким со скидкой до 1000 рублей.
  • Обновленный торговый зал - 02.06.2023

  • У нас расширение ассортимента и увеличение ветрин в торговом зале, чтобы покупателям было комфортно и удобно. В просторном помещении можно спокойно и внимательно выбрать устройство, рассмотреть его, а при необходимости получить от консультанта квалифицированную помощь. Появилась возможность выставить ещё больше разнообразной продукции. Приходите, «Крокус» ждет Вас!
  • КОПИЦЕНТР "КРОКУС" - 31.05.2023

  • КОПИЦЕНТР расширил ассортимент канцелярских товаров и возможность оказания широкого спектра услуг: Ксерокопирование и сканирование; Цветная и черно-белая печать документов, фотографий, чертежей и карт любых форматов, с различных носителей; Набор текстов; Создание сувенирной продукции; Ламинирование и переплет; Изготовление любой полиграфической продукции. ЗАКАЗ ОФОРМЛЯЕТСЯ практически В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ. Мы рады видеть Вас в нашем КОПИЦЕНТРЕ!
  • КРАСНОЛУЧСКАЯ ГОРОДСКАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА Online - 29.07.2020

  • Делайте покупки на 06432.su не выходя из дома! Тут дешевле, чем в розницу! Покупку привозят на дом, день в день и совершенно БЕСПЛАТНО!
  • ОНЛАЙН-ЗАЯВКА - 24.04.2020

  • ПРИНИМАЕМ ОНЛАЙН ЗАЯВКИ, Через Viber, WhatsApp, Telegram: 050-044-41-44 или электронную почту: krokus.servis@gmail.ru , НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ: ВИЗИТОК; ПЕЧАТЬ ФОТОГРАФИЙ; ШИРОКОФОРМАТНУЮ ПЕЧАТЬ А0; НАБОР И ПЕЧАТЬ ДОКУМЕНТОВ; БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ КСЕРОКОПИЙ.   Расчет после выполнения работ! Осуществляем видеоотчет выполненных работ! На все СКИДКИ!
  • РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ с выездом за техникой на дом - 22.04.2020

  • РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ стал проще! У Вас сломался компьютер, ноутбук или принтер? Вам достаточно только позвонить нам и мы — ПРИЕДЕМ, ЗАБЕРЕМ в ремонт, ОТРЕМОНТИРУЕМ и ВЕРНЕМ ОБРАТНО из ремонта на дом. Оплата на месте после доставки из ремонта.
  • Online-ВИДЕО-КОНСУЛЬТАЦИИ - 22.04.2020

  • Позвоните нам через: Viber, WhatsApp, Telegram, Skype. И мы - расскажем, покажем, в живую протестируем любой товар!
  • Доставка от 1000 руб БЕСПЛАТНО - 22.04.2020

  • Доставим любую мелочь! Доставка от 1000 рублей - БЕСПЛАТНО! НАДЕЖНО, БЫСТРО, ЕЖЕДНЕВНО!
  • ONLINE-SHOPPING НОВОЙ И КОМИССИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ! Доставка БЕСПЛАТНО! - 07.04.2020

  • ВНИМАНИЕ! ТЕПЕРЬ ПОКУПАТЬ НАШ ТОВАР СТАЛО ЕЩЕ ПРОЩЕ! Сделать это можно не выходя из дома - через соцсети "ВКонтакте" или "Одноклассники" (одним кликом QR кода), а также через Онлайн магазин ЦСО Крокус: http://shop.cso-krokus.com.ua. Оплата - при доставке товара на дом.
  • УЧЕБНАЯ КАРТА - 12.03.2020

  • Теперь обучение стало ещё доступнее!   Обладатель УЧЕБНОЙ КАРТЫ будет иметь скидки на КОМПЬЮТЕРНЫЕ КУРСЫ. Карту можно получить БЕСПЛАТНО при покупке компьютерной техники в нашем торговом зале! Мы заботимся о том, чтобы делать покупки в нашем магазине было выгодно для Вас!

Copyright © Сервис-Центр Крокус, 2010-2024
Карта сайта
Городской:    (06432)  34 777
Мобильный:  (050) 0 444 1 44

Онлайн консультация
Учебный центр
Торговый зал
Технический центр
show
123